Записи за месяц: Январь
02:16 

Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное - Дышит запахом меда и роз.
А.ШЕХОВЦОВ. ЛИЛИТ ссылка: svonz.lenin.ru/articles/Lilith.html

Перу Милорада Павича - крупнейшего сербского прозаика и популяризатора гипер-литературы - принадлежит книга "Хазарский словарь". Под ее обаяние попадаешь, не только благодаря превосходному стилю автора, но также из-за сочетания реалий современного мира и давно забытой мифологии. Среди излюбленных Павичем мета-персонажей ("Хазарский словарь", "Ящик для письменных принадлежностей") есть женщина, в уста которую он вложил фразу: "Я дьявол. Имя мое сон. Я первая Ева, меня называют Лилит, мне было известно имя Бога, и я поссорилась с Ним. С тех пор я витаю в Его тени среди семисмысленных значений Книги..." Слова этой женщины звучат магически, создается впечатление, что каждое слово - символ, который задевает какие-то внутренние струны, клетки мозга, не дает забыть строки. Естественно центральным символом является имя Лилит; о нем хочется узнать больше, максимально раскрыть его содержание.

Цель данной статьи - кратце рассказать о происхождении Лилит, а также связанных с ней легендах и мифахСледующее слово, которые, возможно, помогут вам наиболее ясно представить себе образ этой древней богини-демона.

***

Существует две версии относительно происхождения имени "Предыдущее словоЛилитСледующее слово":

1. Имя восходит к группе месопотамских демонов под названием Лилиту (3500 до н.э.). Они ассоциировались с такими понятиями, как "буря" и "пустошь". Согласно исследованиям Р.Кэмпбелла Томпсона у этих демонов было несколько имен: Лилу, Лилиту и Ардат Лили.

2. Имя Лилит происходит от еврейского слова "layil" (ночь) и переводится как "ночное привидение" или же "филин". Burney relief

Мы придерживаемся первой точки зрения: первым реальным упоминанием о Лилит считается пролог вавилонской эпопеи "Гильгамеш" (2400 до н.э.). В нем говорится о богине Инанне, которая в течение десяти лет заботилась о дереве хулуппу, желая сделать из него себе трон и кровать, но однажды обнаружила, что "у подножия дерева свил гнездо дракон, птица Анзу выращивала своего детеныша в кроне дерева, а в стволе устроила себе дом демон Лилит". Однако на помощь Инанне пришел герой Гильгамеш, который "ударил змея, не подвластного чарам. Птица Анзу полетела со своим детенышем в горы, а Лилит разрушила свой дом и улетела в дикие, пустынные места". Лилит описывается, как красивая девушка с ногами ночной совы. Некоторые исследователи находят в эпопеи упоминание о том, что Лилит была вампиром-проституткой, однако данную версию не поддерживают другие - более серьезные и критично настроенные - ученые.

Больший интерес, на нашему мнению, представляет история о Лилит, как о первой жене Адама. В принципе данный Предыдущее словомифСледующее слово и является центральным символом современных представлений о Предыдущее словоЛилитСледующее слово. Несмотря на давность происходящего в легенде, источник знаний об этой ипостаси Лилит - "Алфавит Бен Сира" - появляется только около VIII-X в.в. н.э. в эпоху гаонов. Однако нижеописанные амулеты, имеющие непосредственное отношение к легенде, датируются гораздо более ранними сроками.

Итак, вспомним Ветхий Завет, Книгу Бытия: на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово "человек" в древнееврейском оригинале написано как "adam", которое произошло от слова "adamah" (пыль, прах). Слово "adam" относится не только к мужчине, но и к женщине. (В исследовании "Иудейские Предыдущее словомифыСледующее слово" Роберта Грейвса и Рафаэля Патая говорится, что Предыдущее словоЛилитСледующее слово была создана не из чистого праха, как Адам, а из грязи.) Далее говорится: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. I, 27). Согласно "Алфавита" это необходимо трактовать так: на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22).

"Сотворив Адама, который был одинок, Господь сказал: (Бытие 2:18). Затем Он создал женщину для Адама, из земли, также как и самого Адама, и назвал ее Лилит. Адам и Лилит стали немедленно ссориться. Она сказала: , а он сказал: . Лилит ответила: . Но они не стали слушать друг друга. Увидев это, Лилит произнесла Невыразимое Имя и исчезла в воздухе. Адам с молитвой явился пред Богом: . Тотчас же Господь, да славится Он, послал трех ангелов, чтобы вернуть ее.

Господь сказал Адаму: "Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, а если нет, то она должна согласиться, чтобы ежедневно умирало сто ее детей". Ангелы нашли Лилит посреди моря, в могучих водах которого было суждено погибнуть египтянам (речь идет о Красном море - прим. А.Ш.) Они объявили Лилит о слове Господа, но она не захотела возвращаться, на что ангелы сказали, что утопят ее в море.

"Оставьте меня, - сказала Лилит. - Я была создана для того, чтобы вызывать болезнь у маленьких детей. Если ребенок - мальчик, я имею над ним власть в течение восьми дней после его рождения, если это девочка, то в течение двадцати дней".

После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она поклялась именем вечного Бога, что не будет чинить зла тем детям, которые будут защищены амулетом, на которых будут написаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания. (Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного рода гораздо древнее документа "Алфавит Бен Сиры". Талисманы вешались на дверь или над дверью и на них были изображены ангелы и написана фраза на иврите: "Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!" На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом. - прим. А.Ш.) Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей." (Алфавит Бен Сира)

Amulet against Lilith

Данный текст и стал источником Предыдущее словомифаСледующее слово о Предыдущее словоЛилитСледующее слово, как первой жене Адама, вредящей маленьким детям. Но не только им. По легенде она нападает на матерей в период родов и даже на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену убитых ангелами. Кроме того, после заключенного с ангелами договора Лилит решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву (или Хавву, согласно древнееврейской традиции).

С точки зрения иудеев и христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но некоторые оккультисты считают, что это сделали Лилит и Самаэль, верховный предводитель демонов. Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом которой является Самаэль. В качестве жены последнего она стала называться Старшей Лилит. (Младшей она называлась в качестве жены Асмодея, еще одного царя демонов). Возле Дерева познания Добра и Зла появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля. Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.

Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию все новых и новых демонов, которых стали звать Шейдим. Эти злые духи странствовали по миру, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни и страдания. Существует версия, что Ева в это же время страдала от подобной участи - в руках Самаэля, от которого родила Каина. (Интересно, что в одном из важнейших гностических документов Наг-Хаммади "Апокрифе от Иоанна" Еву осквернил Иалдабаоф, протоархонт, сопоставляемый с Дьяволом и Иеговой одновременно. От этого "брака" Ева родила Авеля и Каина.) Естественно, от рук Лилит стали страдать не только взрослые, но и дети: она пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей.

На этих ужасных подробностях заканчивается одна легенда, но начинаются другие, однако для их понимания хотелось бы подвести некоторые итоги. Как мы видим из легенды, Лилит и Адам представляют два враждующих архетипа. Адам - это образ патриархальных устоев иудеев, воплощение Закона Моисея. Лилит же - это, во-первых, образ свободной женщины, который даже теоретически отвергался древними иудеями. До эпохи эмансипации женщин тогда было еще далеко, поэтому любое проявление непослушания женщины мужу рассматривалось не только как нарушение древних устоев, но и как проявление дьявольского начала. Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа усугубляется еще и тем, что она отвращала сынов Израиля от пути истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне, тратя понапрасну сперму (за что был наказан Онан). Во-вторых, образ Лилит - это, как нам кажется, собирательный образ языческой женщины. То, что Лилит в некоторой степени является языческим символом, нетрудно заметить по тому, как она изображалась. Самый распространенный образ - это красивая девушка с длинными волосами и крыльями. Ее ступни иногда изображаются, как ноги совы. Лилит также изображают полу-женщиной, полу-змеей. (Именно так изобразил Лилит в Сикстинской Капелле Микеланджело.) Обожествление животных было уделом язычников: в таких развитых языческих системах как, например, египетской, греко-римской и других, боги и богини часто изображаются как люди, но с элементами тел животных.

Persian incantation bowl

Не стоит забывать, что Лилит сопоставляется с Астартой, Дидоной, другими языческими богинями, а также с древнегреческой Ламией - чудовищной богиней Аида, которая "ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови" (Н.А. Кун. Легенды и Предыдущее словомифыСледующее слово Древней Греции). Не правда ли, похоже на известную нам легенду "Алфавита"? Так или иначе, образ Предыдущее словоЛилитСледующее слово, как феминистки и богини язычников был враждебен древним иудеям (некоторые из которых продолжали поклоняться Лилит примерно до VII века н.э.) и христианам. Можно сказать, что Лилит была воплощением Вавилона, а более конкретно, принимая в расчет нелюбовь религиозно настроенных иудеев, ее можно считать Вавилонской Блудницей, однако, об этом пойдет речь далее. Необходимо заметить, что одним из способов борьбы иудеев с верой в Лилит было абсолютное игнорирование ее имени. Имя "Лилит" встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге пророка Исайи ( XXXIV, 14): "…там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой". В оригинале вместо "ночное привидение" стоит слово "Lilith".

Каббалисты, чьи идеи во многом развились под влиянием "Зогара" - монументального мистического труда раввина Моисея Леона - немного по-другому смотрят на интересующий нас персонаж. Для того чтобы понять, что каббалисты имели в виду, необходимо вспомнить немного истории, а именно то, что в 70 г. н.э. был разрушен Второй Храм. Каббалисты видели баланс мира в Святом Браке Иеговы и Ш'хины, которая символизировала собой народ Израиля, а также женскую ипостась самого Иеговы. Единственным святым местом, где Иегова и Ш'хина могли соединиться, чтобы через их Божественную Любовь на мир распространялся свет добра, был Храм Соломона (Второй Храм). Но Храм был разрушен, Иегова и Ш'хина лишились единственного места, где могли встречаться, и Иегова исчез из мира. Ш'хина была похищена язычниками, которые постоянно насиловали ее. Этим символизировалось рассеяние евреев по миру, прежде всего по Евразии и Африке, где иудеи встречали недружелюбное отношение со стороны представителей других религиозных конфессий. Однако Иегова не мог оставаться без женской половины, и Лилит заняла место Его супруги. Впрочем она никогда не была действительной любовью Иеговы, скорее она была Его наложницей. Лилит представляла собой прямую противоположность Ш'хины, будучи символом Вавилона, язычников, захвативших народ Израиля. Получилось так, что, несмотря на сохранение единства мира, часть Божественной сущности была поражена злом, и зло получило колоссальное влияние на мир.

С одной стороны может показаться удивительным, как Лилит прошла развитие от бытового злого демона, жены Адама до супруги самого Иеговы, но, на наш взгляд, такой прогресс стал возможен из-за крайней символичности ее образа, из-за того, что, будучи весьма ярким архетипом, она смогла вместить в себя огромное количество черт, как негативного, так и позитивного характера (Coincidentia oppositorum), с точки зрения развивающихся феминистических тенденций.

Вернемся к каббалистическому осмыслению Лилит. Зло, отождествляемое с ней, не могло властвовать в мире вечно. Например, по субботам Лилит не могла оставаться с Иеговой и уходила в пустошь, где кричала от боли, пока день отдохновения не кончался. Именно в субботу у Невыразимого есть возможность победить зло в лице Лилит, не дав ей вернуться к Иегове и воссоединив Его "в эсхатологическом событии избавления" с Ш'хиной, Его истинной супругой. Даже в христианском "Откровении от Иоанна", в главе XVII есть ссылки на борьбу Вавилонской блудницы, находящейся в пустыне, и Агнцем, который после того, как блудница была повержена, соединился со своей женой. Символическое соотношение Вавилона и Лилит несложно. Вавилон в свое время был великим городом, центром государственного влияния, что можно соотнести с бытием Лилит женой Адама, затем Вавилон пал, "сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу" ( Апок. XVIII, 2), что соотносится с Лилит, зачавшей демонов мира.

Dante Gabriel Rosetti's Lady Lilith Нам также представляется интересным то, что образ Лилит, хоть и получил свое максимальное развитие именно в иудейской мифологии, не принадлежит ей исключительно. Нужно понимать, что Лилит - это образ инфернальной женщины, которая в других мифологических системах Евразии имеет другие имена и образы. В армянской мифологии есть злые духи, как мужского, так и женского пола, называемые "Алы". Они душат рожениц, поедают их мясо, причиняют вред ребенку еще в утробе матери, похищают новорожденных. В христианизированном армянском Предыдущее словомифеСледующее слово связь Алы и Предыдущее словоЛилитСледующее слово наиболее очевидна: Бог создал Алы в качестве подруги для Адама, но так как она была огненной, Адам не смог ее полюбить, и тогда Бог создал Еву. В мифологии лезгин и лакцев также есть злой дух женского пола, похожий на Лилит. Ее имя "Ал паб", и по поверьям она имеет образ уродливой женщины с волосами до пят, с отвислыми грудями, которые они перекидывают за плечи. Ал паб завладевают сердцем, печенью и другими внутренностями матери и новорожденного, бросают их в воду, после чего люди умирают. У турок, крымских татар, узбеков и некоторых других народностей Ал паб соответствует злому женскому духу Албасты. В этом ключе можно вспомнить и славянскую Бабу-Ягу, которая могла превращаться в обольстительную женщину для того, чтобы убивать добрых воинов-богатырей, и ела маленьких детей. В аккадской мифологии есть Ламашту - львиноголовая женщина-демон, которая похищает детей и насылает на них болезни. Атрибутами Ламашту часто являются гребень и веретено (на картине "Леди Лилит" Данте Габриэля Росетти Лилит изображена именно с гребнем).

В завершение статьи осталось сказать лишь то, что в современном мире Лилит сохранила противоречивость своего происхождения. Для кого-то Лилит - реальная угроза жизни. В еврейских семьях в Израиле и Восточной Европе до сих пор можно встретить уже упомянутые амулеты с именами ангелов. Для других Лилит - женщина-вамп, неистовая любовница и искусительница. Для третьих она архаичный суккуб, демон далекого прошлого. В любом случае, Лилит - это яркий, непохожий на другие Предыдущее словомифСледующее слово, не оставляющий равнодушным никого. Она стала центральным персонажем литературных произведений таких известных авторов, как Анатоль Франс, Марина Цветаева, Джордж Макдональд. Кроме того, архетип Предыдущее словоЛилит лежит в основе множества как современных, так и средневековых произведений изобразительного искусства.

01:22 

СТАТУЭТКА ИЗ АТЛАНТИДЫ

Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное - Дышит запахом меда и роз.
В альманахе «НЛО» № 9 (43) за сентябрь 1997 года была опубликована статья Ю. Метелева с аналогичным названием. В ней рассказывается о Перси Гаррисоне Фосетте, который был, возможно, одним из самых героических персонажей XX века. Действительно, из почти шестидесяти лет жизни провести большую часть в экспедициях или на военной службе не каждому по силам.

П. Фосетт был уроженцем маленького английского городка Горквей. В 19 лет, закончив военное училище, он был направлен служить в английскую колонию на Цейлоне. Казавшийся замкнутым и нелюдимым, он на самом деле был романтиком, путешественником и... мистиком в душе. Полагаясь всегда исключительно на себя, П. Фосетт помимо военной профессии (он имел чин полковника артиллерии) был еще и отличным топографом. Последнее обстоятельство сыграло немаловажную роль в его судьбе.

Весной 1906 года по заданию Королевского географического общества и по просьбе правительства Боливии он отправился в свою первую экспедицию в Южную Америку. Цель экспедиции — проведение топографической съемки в приграничных территориях между Боливией, Перу и Бразилией.

Известный английский писатель Генри Хаггард, автор бестселлеров «Люди тумана», «Нада», «Она», «Копи царя Соломона», «Дочь Монтесумы» и многих других, подарил П. Фосетту статуэтку человека высотой в 25 сантиметров. Фигура эта была вырезана из черного базальта и обладала удивительной особенностью. Всякий, кто решался взять ее в руки, испытывал подобие удара электрическим током. Никто из британских экспертов не мог объяснить такое загадочное явление. На груди фигуры безвестный художник начертал странные иероглифы. Для их расшифровки П. Фосетт обратился к психометристам — людям настолько чувствительным, что, подержав материальный объект в руках, они могли прочитать текст, нанесенный на него много веков назад.

То, что П. Фосетт услышал от психометриста, превосходит самую изощренную фантазию, поскольку тот говорил:

«Я вижу большой, неправильной формы континент, простирающийся от северного берега Африки до Южной Америки. На его поверхности возвышаются многочисленные горы и местами видны вулканы, словно готовые к извержению. Растительность обильная — субтропическая или тропического характера......

Я вижу деревни и города, обнаруживающие высокую ступень цивилизации, и тут есть какие-то разукрашенные здания, которые я принимаю за храмы... Вереницы людей, похожих на священнослужителей, входят и выходят из храмов, на их первосвященнике, или вожде, надета нагрудная пластина, такая же, как на фигурке, которую я держу в руке. Внутри храмов темно, над алтарем видно изображение большого глаза. Жрецы совершают обряды заклинания перед глазом...

И вот я вижу вулканы в неистовом извержении, пылающую лаву, стекающую по их склонам, и вся земля сотрясается с оглушительным грохотом.

Море вздымается, и огромные участки суши с западной и восточной стороны исчезают под водой! Центральная часть материка тоже погружается, но она все еще видна. Большая часть жителей или утонула, или погибла при землетрясении. Жрец, которому был отдан на хранение идол, бежит из тонущего города в горы и прячет священную реликвию в надежное место... Слышен голос: «Кара Атлантиды будет судьбой всех, кто осмелится обожествлять власть!»

Несомненно, что речь в данном случае шла об Атлантиде, которая, как был уверен П. Фосетт, имела сухопутную связь с Бразилией. Индейцы Чили рассказывали П. Фосетту о все еще населенном Городе Цезаря, где улицы вымощены серебром, а крыши зданий покрыты золотом. И полковник поставил перед собой задачу отыскать ключ к тайне потерянного города. Незадолго до отъезда в свою очередную экспедицию П. Фосетт призвал к себе своего младшего сына Брайана и сказал ему: «Пройдем ли мы через джунгли и вернемся, или наши кости останутся гнить там, несомненно одно: разгадку тайны далекого прошлого Южной Америки, а возможно, и всего доисторического мира, можно будет найти, когда будут обнаружены и открыты для научных исследователей древние города. Что эти города существуют, я знаю...»

Потерянный город П. Фосетту найти не удалось. Однако он заметно обогатил географию, геологию, этнографию, биологию многими интересными наблюдениями и открытиями. П. Фосетт описывает случай, когда члены экспедиции в нескольких метрах от тропы извлекли громадный кристалл чудесного сине-голубого аквамарина весом в центнер!

Никто не мог извлечь его из земли, и тогда кристалл был варварски разбит надвое. Даже оставшаяся его половина была продана за фантастическую сумму в 2500 фунтов стерлингов. Однажды судьба занесла П. Фосетта в один из самых глухих уголков Бразилии, где топограф лицом к лицу столкнулся с индейцами племени максуби. В те годы максуби насчитывалось более 2000 человек. Кожа у них была темной с ярко-медным оттенком, а волосы рыжеватые — короткие у женщин и длинные у мужчин.

Приход европейцев к максуби совпал с похоронами воина, убитого враждебным племенем. По традиции, внутренности убитого были положены в урну для захоронения, а тело разрублено на части и распределено для съедения между семьями, жившими в деревне убитого.

Главной частью церемонии были проводы духа покойного. В течение трех суток вождь, его помощник и знахарь в присутствии семьи убитого и членов экспедиции П. Фосетта повторяли хором заклинание. Тело погибшего лежало на подстилке в глубине хижины. К концу третьих суток все затихли. «И тут, — восклицает П. Фосетт, — я увидел смутную тень — она появилась из-за перегородки, проплыла к центральному столбу хижины и исчезла из виду!»

В 1925 году П. Фосетт вновь отправился в Бразилию, пригласив своего старшего сына Джека и его товарища Рэли Раймола. К сожалению, это путешествие не было хорошо подготовлено, и не по вине П. Фосетта. Один из его компаньонов, прибыв загодя в Нью-Йорк, чтобы получить деньги для проведения исследований, промотал и проиграл за месяц 1500 долларов в карты. Однако П. Фосетт, привыкший за годы странствий и не к такому повороту событий, не унывал и двинулся в путь.

В своем последнем письме, датированном 29 мая 1925 года, он сообщал жене:

«Писать очень трудно из-за мириадов мух, которые не дают покоя с утра и до вечера, а иногда и всю ночь... Через несколько дней мы рассчитываем выйти из этого района. Сейчас мы находимся в Лагере мертвой лошади, где в 1920 году у меня пала лошадь... Тебе нечего опасаться неудачи...»

Больше от него не поступило ни одной весточки. Лишь в 1926 году Североамериканским газетным трестом была организована экспедиция для выяснения обстоятельств исчезновения П. Фосетта и его спутников. К сожалению, узнать удалось очень мало. Вождь одного из индейских племен сказал руководителю экспедиции, что видел их, двигавшихся на восток. Позже одни утверждали, что П. Фосетт находится в плену, другие говорили о его гибели.

Одно из последних сообщений пришло из Бразилии в... 1951 году. Некто Орландо Вильяс Боас ссылался на вождя индейского племени калапало Изарари, который признался, что П. Фосетт и его спутники были убиты дубиной за то, что «белый сын старика (П. Фосетта?) вступил в связь с одной из жен вождя»...

Как хотелось бы, чтобы нашелся смельчак, которому посчастливилось бы приоткрыть тайну гибели знаменитого английского путешественника....

01:13 

ТАЙНЫ БРОНЗОВОЙ ГРОБНИЦЫ

Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное - Дышит запахом меда и роз.
В январе 1914 года в популярной русской газете «Новое время» увидела свет статья автора М. Меньшикова, которая должна была вызвать в научной среде переполох, если не скандал. Начавшаяся Первая мировая война, видимо, отвлекла внимание публики от потрясающих новостей о результатах экспедиции, предпринятой русским купцом из Москвы.

Нельзя, впрочем, исключить и то, что статья в «Новом времени» была искусной мистификацией, хотя в таком случае непонятно, для чего она понадобилась в общем-то основательному и солидному изданию, не склонному к шуткам и розыгрышам. В любом случае редакция современного альманаха «Не может быть» посчитала возможным ввести эту забытую публикацию в современный «научный оборот», для чего опубликовала в ноябре 1993 года статью А. Казакова на эту тему, в которой говорится следующее...

В публикации М. Меньшикова не называются имена, фамилии и не указываются конкретные сведения, поскольку «ввиду ожидаемых роскошных сокровищ — и для науки, и для кармана предпринимателя — все это грандиозное предприятие пока содержится в глубокой тайне». Больше того, человек, нашедший гроб с телом атланта и находящимися там рукописями, представлен лишь как «московский купец».

В публикации говорится, что купец, заинтересовавшийся проблемой Атлантиды, обратился в Главное гидрографическое управление, где ему представили необходимые карты. После этого он приобрел в Англии пароход и с помощью двух приглашенных в экспедицию ученых приспособил судно к океанографическим работам. Вместо обычных аппаратов для исследования морского дна для этой цели были построены особые «гигантские лапы».

Вскоре после этого экспедиция отправилась в путь. После прибытия в акваторию поисков, через несколько дней «лапы» вдруг вытащили вместе с илом и водорослями некий «архитектурный камень». Он был похож на сорванную капитель с частью архитрава очень странного стиля, напоминавшего древнеегипетский.

Решено было продолжать поиск в этом месте. Проводили подводные взрывы, после чего вновь запускали в океанские недра «лапы-захваты». На борт судна удалось поднять большое количество мраморных обломков, древней утвари, части обелисков с иероглифами, несколько неплохо сохранившихся статуй. Наконец, удалось поднять герметически запаянную бронзовую гробницу, которую с трудом удалось очистить от ракушек и вскрыть.

Можно представить себе состояние участников экспедиции: в бронзовом гробу лежал, как живой, прекрасно сохранившийся житель Атлантиды. Было высказано мнение, что он находится в состоянии анабиоза.

По этому поводу М. Меньшиков пишет: «Если по доставлении его в институт экспериментальной медицины петербургские врачи смогут вернуть его к жизни — можете представить, сколько интересного порасскажет этот выходец из 130 века до Рождения Христа!»

Рядом с атлантом лежали предметы его личной гигиены — мыло, зеркальце и прочие — и рукописи, целый ворох папирусов, прекрасно сохранившихся и напоминавших иератическое письмо египтян эпохи бога Тота.

После этой сенсационной находки «московский купец» связался по поводу рукописей с парижскими учеными, которым удалось сделать перевод письмен — достаточно быстро, так как тексты напоминали, как уже говорилось, египетские.

Газета «Новое время» опубликовала пространные отрывки из расшифрованного текста. Ниже приведены некоторые фрагменты из этих публикаций:

«Я, Гоормес, жрец и потомок жрецов, шлю привет сознательному человеку, который прочтет когда-нибудь эти строки. Я добровольно похоронил себя, чтобы воскреснуть в более счастливые века. Нас, похороненных таким образом, много, и все мы когда-то оживем и расскажем великую драму Атлантиды. Но если тела наши уступят тлену скорее, нежели эта тонкая бумага, — то знайте, люди, что Атлантида погибла не неожиданно. Эти строки пишутся еще в те годы, когда никто в народе, кроме нас, жрецов, не знает о надвигающейся катастрофе.

По-прежнему, как многие тысячелетия тому назад, на базарах кипит торговля, раздается рев ослов и верблюдов, слышатся песни и крики разносчиков; по-прежнему звучат священные трубы, собирая немногих верующих в храмы; по-прежнему раздаются призывы уличных красавиц и публичные на площадях лекции ученых. Никто не знает и даже не подозревает о том, что весь материк наш близок к тому, чтобы окончательно опуститься на дно океана. Знаем только мы, жрецы, передающие эту тайну.

Тайна неизбежной гибели была открыта нашими мудрыми и ерофантами еще семь тысяч лет назад в правление Тонбари. Но когда тайный совет удостоверился, что материк неуклонно опускается и гибель бесчисленных народов непредотвратима, решено было уничтожить все искусные инструменты, доказавшие эту правду, и утаить от смертных приговор к смерти.

Мудрецы решили, что если объявить народу о предстоящем погружении Атлантиды, то или возникнет паника, во время которой народ передушит сам себя, или страна, столь цивилизованная, будет разорена добровольным бегством на соседние материки, причем произойдут великие побоища, ибо соседние народы будут отстаивать свою землю с оружием в руках.

Вместо грозящей в далеком будущем гибели непременно явилась бы гибель в настоящем. Да будет же, решили жрецы, мир земнородных ненарушим! Да будет счастье их безоблачно, пока не настанет великая минута...»

Далее повествуется об учении философа и общественного деятеля Атлантиды — Леакима Премудрого, казненного за 983 года до составления папируса, и воззваниях его ученика и последователя Фраготепа. Это рассказ о попытке провести религиозно-социальную реформу, которая должна была сплотить общество, пришедшее к упадку и расколу. Леаким Премудрый и Фраготеп призывали пробудить в человеке спящего бога, развить чувство братской любви и единения. Реформа не привилась, так как жрецы Атлантиды сочли новое учение слишком аскетичным, а главное — нерешавшим вопрос вопросов: как предотвратить погружение материка в океан?

Среди жрецов росло смятение, предлагались варианты спасения — выселение на западный (по всей вероятности, американский) материк и эвакуация на восточный материк (очевидно, в Африку); постройка плавучих городов, против которых были бы бессильны даже всемирные потопы; сооружение многочисленных высоких башен, которые послужили бы сваями для искусственного материка. Единственным для себя утешением жрецы считали то, что когда-либо потомки найдут на дне океана храмы, библиотеки, гробницы и узнают о существовании высокоразвитой атлантической цивилизации...

На этом заканчивается интересная статья А. Казакова, для публикации которой свои страницы предоставил альманах «Не может быть»...
ссылка www.anamalia.ru/civil/civil.php

mitlond

главная